29 ЛЕТ АДЕКВАТНОЙ СТОИМОСТИ НА ВСЕ УСЛУГИ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
Описание Патента 2182920 на изобретение
Научная деятельность в области разработок и патентования новых устройств и способов проводилась на всем протяжении деятельности ООО «Химнефтеаппаратура».
Творческий коллектив авторов ООО «Химнефтеаппаратура» совместно с ОАО ««ВНИИПТхимнефтеаппаратуры» и ООО «Сургутгазпром» разработало и внедрило новый способ удаления термических активных осадков с поверхности внутренних элементов аппаратов патент на изобретение 2182920 с целью получения гидравлического сопротивления равного паспортному значению. Для осуществления термической очистки аппаратов был разработан специальный теплогенератор.
Термический способ – это выгорание отложений при определенной температуре, которая определяется из условия сохранения механических свойств металла после этого процесса.
На компрессорных станциях ООО «Сургутгазпром» находятся в эксплуатации сухие скрубберы D.S.28" (отечественный аналог – пылеуловитель вертикальный центробежный мультициклонный типа ГП 105.00.000, ГП 167.00.000, ГП 198.00.000, ГП 199.00.000), изготовленные английской фирмой, предназначенные для удаления взвешенных твёрдых частиц и жидкости из транспортируемого газа путём пропуска его через сепарационные элементы центробежного типа – циклоны (мультициклоны). При этом часть энергии давления газа теряется, как за счёт собственного сопротивления аппарата, так и дополнительных потерь, обусловленных засорением в распределительной камере, межтрубном пространстве и мультициклонов, на стенках которых происходит отложения тяжёлых углеводородов, пирофорных соединений, прилипание к ним мелких механических примесей и их дальнейшее уплотнение вплоть до полного закрытия проходного сечения. Анализ отложений подтвердил наличие в них химических соединений углеводородного состава. Это объясняется тем, что подаваемый под давлением в скруббер газовый поток несёт не только смесь частиц песка и пыли, но и масла, наличие которого обусловлено работой лабиринтных уплотнений ГПА «масло-газ» и уплотнений шаровых кранов трубопроводов. Дополнительные потери энергии являются невосполнимыми и увеличивают расход топливного газа при транспортировке основного газового потока по магистральным трубопроводам, что в свою очередь уменьшает эффективность работы компрессорных цехов.
Подтверждающим этому примером явились результаты обследования скруббера D.S.28" зав. №798644–V9 рег. №208–Т станционный №11, эксплуатирующегося на КС–8 «Туртасская». Практический перепад давлений на аппарате составлял ΔР=3,5 кгс/см2 вместо 0,28 кгс/см2 по паспорту.
Повышение перепада давления на скруббере приводит к снижению давления газа на входе в турбоагрегат, и как следствие, вызывает:
- увеличение расхода топливного газа;
- увеличение скорости газа и соответственно повышение эрозионного износа циклонов
При разработке технологии по очистке скрубберов техническое решение регламентировалось следующими требованиями:
- процесс очистки должен быть управляемым и контролируемым на всех этапах его выполнения;
- очистка не должна оказывать отрицательного влияния на структуру и свойства материала;
- процесс должен быть по возможности кратковременным и укладываться в период плановых остановок КС при проведении ремонтно-профилактических работ;
- процесс не должен требовать значительных финансовых вложений, осуществляться непосредственно на объекте эксплуатации без демонтажа аппарата с фундамента и обеспечивать безопасность при проведении работ.
В целях решения поставленной задачи рассматривались три возможных способа: механический, химический и термический.
Конструктивная особенность скрубберов не позволяет осуществить доступ, а следовательно, механическую очистку элементов циклонной группы без нарушения целостности корпуса аппарата, а в ряде случаев и самих циклонов. Экспериментальные работы по удалению загрязнений с помощью химических реагентов не дали положительного эффекта. Таким образом, установлено, что данные способы не имеют перспектив практического применения.
Поскольку все отложения являются горючими веществами, то наибольшего эффекта очистки следует ожидать от применения термического способа, осуществляемого при определённой температуре и времени воздействия. Применительно к поставленной задаче нагрев внутреннего пространства ведётся с целью выжигания посторонних горючих отложений и удаления их из распределительной камеры аппарата при температуре, определяющей условия сохранения структуры и механических свойств металла, в период и после завершения процесса. Экспериментальная проверка возможности применения способа термической очистки была проведена на обследованном скруббере D.S.28" станции КС–8 (имевшем, как было отмечено перепад давления ΔР=3,5 кгс/см2)
Общий цикл процесса составил 24 часа. Перепад давления на скруббере с 3,5кгс/см2 после очистки снизился до 0,28кгс/см2 , то есть до расчётного гарантированного фирмой-изготовителем. Проведённые металлографические и механические исследования металла труб и корпуса циклонов, подвергающихся максимальному термическому воздействию, отрицательных изменений его структуры и свойств не выявили. Также исследования показали, что проведение термической очистки при t = 650°C в количестве десяти операций на одном скруббере не приводит к снижению уровня механических свойств и ухудшению структуры металла.
Полученные результаты позволили рекомендовать дальнейшее применение термической очистки, как наиболее эффективного способа, гарантирующего удаление (выжигание) посторонних веществ, засоряющих внутреннее пространство циклонной группы, что в свою очередь приводит к уменьшению гидравлического сопротивления скруббера. Динамика роста перепада давления в период эксплуатации, а также анализ структуры и свойств металла позволяют рекомендовать применение способа в течение 10–15 лет с периодичностью один раз в два года и с гарантией сохранения всех эксплуатационных свойств и технических требований, предъявляемых к аппарату.
Предлагаемый способ позволяет в сжатые сроки восстановить пропускную способность скрубберов на объекте эксплуатации, без демонтажа аппарата с рабочей площадки. Технология обеспечивает хорошую управляемость и контролируемость процесса на всех этапах его проведения.
Схема термической очистки проводится следующим образом. Подготовительные мероприятия предусматривали отключение скруббера от магистрального газопровода, демонтаж шлемовой трубы выхода газа, установку заглушки на фланце штуцера входа газа, закрепление в люке-лазе теплогенератора. Процесс термической очистки заключался в управляемом нагреве внутреннего объёма и соответственно циклонной группы скруббера продуктами сгорания жидкого топлива, получаемыми в теплогенераторе. Подача продуктов сгорания осуществлялась через устройство ввода теплоносителя, конструкция которого позволяет при необходимости менять направления теплового потока. Выход продуктов сгорания осуществлялся через штуцер выхода газа. Нагрев внутреннего объёма продолжается до самовозгорания термически активных отложений, находящихся на поверхностях внутренних элементов в виде слипшихся резиновых и масляно-песчаных остатков (tвозг=400–420°С), после чего теплогенератор отключался и дальнейший процесс горения поддерживался и управлялся изменением выхода продуктов сгорания из скруббера специальным шибером. Для контроля, регулирования и регистрации температурного режима в циклонной группе и на корпусе устанавливались термоэлектрические преобразователи, соединённые с многоточечным автоматическим потенциометром. В период термической очистки температура в пространстве циклонной группы не превышала 540–560°С, корпуса 450°С. Процесс нагрева проводили и контролировали по показаниям потенциометра с записью на диаграммную ленту. Управление процессом осуществлялась путём изменения мощности теплогенератора (интенсивности подачи теплоносителя) изменением направления теплового потока, а также ограничением выхода продуктов сгорания шиберным устройством. Показателем завершения очистки явились постоянное падение интенсивности горения и дымообразования при полном открытии регулирующего шибера, а также плавное уменьшение температуры циклонной группы и корпуса аппарата до момента их полного остывания.
Помимо технологической определялась и экономическая целесообразность снижения перепада давления на пылеуловителях. Полученные расчётные значения экономического эффекта, произведённые на основе практических данных о перепадах давлений и наработке турбоагрегатов показали, что годовая экономия топливного газа после проведения термической очистки в 2003 г. при прокачке транспортируемого газа на магистральном газопроводе Уренгой–Челябинск составило более десяти млн.кубометров в год.
Снижение расхода топливного газа при устранении перепада давлений, наряду с повышением устойчивости и стабильности работы агрегата приводит к существенному энергосбережению.